Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

ИПХС

Послераскольные авторитеты старца Евфимия

Инок Корнилий Выгорецкий охарактеризован Евфимием как „первыи... нам по Никоне о Господе наставник и основатель сего времене православныя веры". В соответствии со старопоморской традицией непререкаемым авторитетом для Евфимия является инок Игнатий (Соловецкий)
.

•А. И. МАЛЬЦЕВ. СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ в XVIII — первой половине XIX в.
ИПХС

Зверь - русский царь. "Послание сибирской братии" протопоп Аввакум


Послание сибирской братии протопоп Аввакум

Collapse )
О познании антихристовой прелести. диакон Феодор



1681, 6 января — в день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича на «иордани», старообрядцы «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя… тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальные свечи ставили… наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам… на берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными, не токмо от всего Священнаго Писания, но от божественных уст Спасителя нашего…».
1682, март — первая половина апреля — капитан И.С. Лешуков вёл сыск в Пустозёрске по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства.
14 апреля — казнь (сожжением на костре) протопопа Аввакума, инока Епифания, иерея Лазаря и диакона Феодора.

Кожурин Кирилл Яковлевич "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру"

Причина казни пустозерских мучеников во главе с Аввакумом: "за великие на царский дом хулы"
(из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года)

Согласно расспросным речам сына Аввакума Афанасия на допросе у мезенского воеводы в 1692 году: «А слышел де он, Афонка, от пустоозерского стрелца, от Лодьмы, а как ево зовут, того сказать не упомнит. Как де он, Лодьма, ехал с Москвы и был на Мезени, и сказывал де он, Лодьма, ему, Афонке, что де отец Афонкин, Аввакум, велел великого государя гробницу дехтем марать, за что де отец ево, Афонкин, и сожжен. А болши де того он, Афонка, про такое дело ни от кого не слыхал и не знает» [Румянцева 1970, 92].
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1680-1700/Avvakum/text1.htm

Collapse )
ИПХС

Письмо наставника Н. П. сер. XIX в.

Фонд 212. Собрание Олонецкой семинарии:

http://old.stsl.ru/manuscripts/212?page=3

№ 69.1. «Письмо наставника [Н. П.] к своим духовным чадам – странникам» [Марии Василь[евне] и др.]ответах
Сер. XIX в. 6 л. (I + 5). Полуустав.:

http://old.stsl.ru/manuscripts/fond-212/69-1

ИПХС

Никита Семенович о Причастии

Всегдашнее сокрушение у него было о том, что мы лишились святого причастия тела и крови Христовой. О, как он сожалел об этом даре и плакал всегда при воспоминании о нем!
(Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семенове. 1957 г. по гр.л.ис.)
http://starajavera.narod.ru/rasskazRaisi.html

В некоторых опросниках, в перечне грехов, встречается вопрос о забвении чувственного Причастия, необходимо его вожделеть
ИПХС

Иже кто по многим землям много плавает, во многия беды впадают, и веры ся да лишают кристьяньские.

Русские, особливо знатного рода, согласятся скорее уморить, нежели отправить своих детей в чужие земли; разве царь их принудит. Они думают, что одна Poccия есть государство христианское; что в других странах обитают люди поганые, некрещеные, не верующие в истинного Бога; что их дети навсегда погубят свою душу, если умрут на чужбине между неверными, и только тот идет прямо в рай, кто кончает жизнь
свою на родине.
(МАРТИН БЕР. ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКАЯ С 1584 ГОДА ПО 1612.)
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Ber/frametext2.htm

А Великаго дни и въскресения Христова не ведаю, а по приметам гадаю Велик день бывает християньскы первие бесерменьскаго баграма за девять дни или за десять дни. А со мною нет ничего, никоея книги; а книги есмя взяли с собою с Руси, ино коли мя пограбили, инии их взяли, а яз забыл веры кристьяньские всее. Праздники крестьянскые, ни Велика дни, ни Рожества Христова не ведаю, ни среды, ни пятница не знаю...О благовернии рустии кристьяне! Иже кто по многим землям много плавает, во многия беды впадают, и веры ся да лишают кристьяньские. Аз же рабище Божий Афонасий, сжалихся по вере кристьянской. Уже проидоша 4 великая говейна и 4 проидоша Великыя дни, аз же грешный не ведаю, что есть Велик день или говейно, ни Рожества Христова не знаю, ни иных праздников не ведаю, ни среды, ни пятницы не ведаю - а книг у меня нету. Коли мя пограбили, ини книги взяли у меня. Аз же от многия беды поидох до Индея, занеже ми на Русь пойти не с чем, не осталось у меня товару ничего. Первый же Велик день взял есми в Каине, а другый Велик день въ Чебокару в Маздраньской земле, третей Велик день в Гурмызе, четвертый Велик день взял есми в Ындее з бесермены в Бедере; ту же много плаках по вере кристьяньской...А Велика дни кристьянскаго не ведаю Христова въскресения...Ту же и окаянный аз рабище Афонасей Бога вышняго, творца небу и земли, възмыслихся по вере по кристьяньской, и по крещении Христове, и по говейнех святых отець устроеных, по заповедех апостольских и устремихся умом поитти на Русь.
("Хожение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина. Путешествие продолжалось с1466 по 1472 г. На обратном пути, не доезжая Смоленска, Афанасий Никитин умер.)
http://old-russian.narod.ru/nikitin.htm

А иже се рехъ: идоутъ въ стороноу в Ероусалимъ къ святымъ, а дроугымъ азъ бороню, не велю ити: сде велю добромоу емоу быти. Ныне дроугое уставихъ: есть ли ми, владыко, въ томъ грехъ?
– Велми, рече, добро твориши: да того деля идетъ, абы порозну ходяче ясти и пити; а то ино зло борони, рече.
(Се есть въпрашание Кюриково, еже въпраша епископа ноугородьского Нифонта и инехъ)

Collapse )