iphs (iphs) wrote,
iphs
iphs

Categories:

Корнило-федоровский раскол у ипхс (продолжение)

начало

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ
ПО ИСТОРИИ БОЛЬШОГО СТРАННИЧЕСКОГО СОБОРА
Настоящий Сборник составлен, снабжен рукописным предисловием и перепле-
тен бывшим каргопольским скрытником (странником) Максимом Ивановичем
Залесским в конце 20-х годов XX в. в его доме в д. Чертовицы Каргопольского
уезда. Часть текстов, по-видиму, было вновь гектографировано с различных
письменных оригиналов. В состав Сборника входят также и рукописные мате-
риалы. Перед нами, по сути дела, часть архива Каргопольского «предела» стран-
ников. Сборник получен участниками археографической экспедиции БАН 1968 г.
от М.И. Залесского.



Сборник материалов по истории Большого страннического собора,
состоявшегося 19–25 мая 1913 г. Избранные тексты (№ 513)
Часть 1
Воззвание к собору от лица старейшего Федора Михайловича. С. 5–10
(рукопись)
Возвание к собору
Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас, аминь.
Простите, Христа ради, меня грешнаго все вы вкупе, честныя старцы, досто-
почтенное собрание, глубокочтимыя старейшия, правители Христовой церкви, в том,
что я, смиренный и грешный человек, Феодор Михайлович, Божиею милостию ста-
рейший округа здешних истинно-православных христиан, обращаю свое слабое и
нехудожественно изложено искренное и истинное мое воззвание ко всем вообще
здесь собравшимся, первоначально попрося у всех здесь присудствующих право-
славных христиан, содержащих кафолическую веру, святых молитв и Божияго бла-
годатнаго заступления, и вашего почтеннаго снисходительнаго позволения выска-
зать мне слово, слово краткаго возвания от многонаболевшаго сердца и томящейся
души при виде сего случившагося в нынешнее горкоплачевное время.
Исконный враг человеконенавистник диявол, змий, вредящий и уязвляющий род
человеческий, присногонящий Христову церковь, строющий всюду козни, ринул-
ся на нашу мать Христову церковь, воздвиг своим коварным замыслом сильней-
шую бурю несогласия в нас, потомках древлеправославных християн.
“Кто даст главе моей воду и отчесем моим источник слез”, да плачю о мире
и согласии церковнем, о любви и единодушии, како было во время первых дней
християнских, как повествует святый евангелист Лука в своей книге Деяния свя-
тых апостол, говоря: “бысть число мужей, яко тысящь пять”. И у такого коли-
чества мужей, заметьте, продолжает евангелист, “бысть сердце и душа едина”
(Деяния, глава 4). А у нас… о увы, о, увы, горе, горе, почти на половину меньше
и то все, как песок, несоединимы между собою. И что еще скажу со слезами и
великим воздыханием о том как не в далеком прошедшем от во преимущих ста-
рейшаго предстоятеля церковнаго послушал защиты: защита выстроенной мель-
ницы и торговли.
Такое учение, конечно, привело в смущение кроющихся християн и некоторых
христолюбцов. Поетому и от достоуважаемых купцов Понизовкиных на всю цер-
ковь прекратилась милостыня. Нам, смиренным, стали письма писать о прекра-
щении соблазна, для чего мною в последних числах генваря 7419 года и собра-
ны были старцы с общаго всех согласия, и написана была просительная бумага,
и послана достопочтенному старцу Александру Васильевичю. Получивши ету
бумагу, почтенный старец Алекс. Вас. приезжает в деревню Яшино Великим по-
стом и созывает нас, смиренных старцов, и объявляет, что прошение наше о пре-
кращении соблазна незаконно, а носит в себе ересь Мессалианскую, где бы, по
выражению Феодора Студита, ему Алекс. Вас., как игумену (и старейшему) дол-
жно от других отгонять соблазн, ни едино ни в чем же дающее претыкание, да
служение безпорочно будет (2 Кор. 6, 4; творение Феодора Студита, том 2, стр.
809). А он с торжественностью проповедует о догматах торговле, которая, имей-
те в виду, без отступления не производится, и о мельнице. Услышавши во вре-
мя Поста все ето от почтеннаго старца Алекс. Вас., скорбию исполнились наши
сердца, мы взяли подручники, земно кланялись его почтенству, прося умирить
волнующуюся церковь устранением соблазна, но Алекс. Вас., скрестив руки, стоя
за столом, говорит нам: “Не могу, братие, не могу упразднить, ибо ваше требо-
вание имеет в себе ересь Мессалианскую, в кою вы уже впали”. Что осталось
делать, как поступить; слыша такия глаголы от нашего пастыря, мы с невыра-
зимою скорбию, с неописуемой печалию удалились, прося его досточестность со-
брать Большой собор. Потом, спустя несколько месяцев, случай приводит нам
увидеться паки с почтенным старейшим Алек. Вас. Тут то с нашей стороны
было предложено прошение ему, дать дозволение на следствие в город Данилов,
чтобы произвести дознание о домах, торговле и мельнице.
Но на сие не дано было дозволения. Тогда присовокупили еще прозьбу о со-
брании Собора, который, как видите, Господь привел собрать. И так, братие,
здесь будет разбираться все то, что Христову церковь смутило. А смутило хри-
стиян то, что почиенный Алекс. Вас. стал защищать проповедуя мельницы и тор-
говли, говоря 11-го августа сего года так: “мельницы не иметь не богоугодно и
противно закону Божию и не спасительно”. Сие да будет известно всему чест-
ному собранию, какое ето учение, для сего мы все и собрались сюда, чтобы воз-
вестить правильно, обсудить безпристрастно и правдиво, пусть каждый из всех
присутствующих здесь отверзет слух свой и выслушает не краем уха своего, но
вниманием всецело с великим учердием, чей ето голос, говорящий о корыстной
торговле и паровой мельнице, то есть наш ли истинно-православный.
Здесь прошу все собрание: обратите особое внимание на то, что будет ска-
зано: “услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней” (Пс. 48, 2).
Как бы с некотораго возвышения, далеко кругом видимаго, всех призываю, ко
всем обращая сильную и высокую проповедь. “Внимайте народы, племена, язы-
ки, люди всякаго рода, всякаго возраста, все, сколько есть теперь и сколько бу-
дет на земле, и да прострется далее моя проповедь! Внимайте мне все небес-
ныя силы, все ангелы” (Твор. Григория Богосл., часть 1, слово 4). О том, что все
отцы не полагали за непременное в своих учениях, что нужно непременно мель-
ницы и торговли для распостранения благочестия. Мы, истинно верующия, кры-
яющиеся от антихриста православныя християна, как скрывались остальцы бла-
гочестия соловецкой обители, не проповедаем непременно, что нужна для распро-
странения благочестия торговля и паровая мельница; как и Соловецкие иноки
когда убегали в леса, не проповедывали о сем.
1) Достойный великой почести и всякаго благоговейнаго уважения благочес-
тивый старец Евфимий, который научил здесь в губерниях людей вере православ-
ной, жизни християнски странственной. Не видится ничего в оставленных им пи-
саниях, чтобы он защищал где мирское паровое заведение и торговлю.
2) Блаженной памяти почтенный старец Никита Семенович, напоивший сво-
их современников медом учения своего, не слышится чтоб он, великодаровитый,
говорил одобрения торговле и защищал упорно заведения мирския.
3) Добрый раб и верный истинному учению Христову, ясный в сказании Боже-
ственнаго писания, из уст своих источающий живыя струи назидания, Федор Ива-
нович не изглашал современникам своим, и не видится, что оставил потомкам
своим постановления непременнаго о паровой мельнице и торговле.
4) Истинно верный догматист и канонист, более смотревший в старыя книги,
чем на прелестный мир, добре и мирно правящий и пасущий Христовы словес-
ныя овцы, старец и раб Божий, почтенный Роман Логиныч в своих Богом умуд-
ренных писаниях не поставлял для церкви за непреложное одобрять торговлю и
паровыя мельницы.
5) Истинный подражатель смирению Христову, учивший делами более чем
словами, делом добродетели своея показавший, что он ученик Евангелия, дос-
тойный приснаго хваления старец Иван Иванович не только учил, как поведают
жившие с ним, но и не говорил о таких предметах, как торговля и мельница и проч.
6) Также и правдивый, украшенный как царскою диадимою своею совестию и
правотою дел в правлении церковных присно помнимый Фома Ивановичь не пове-
дывал учения братству и всей церкви ничего такого о мельницах и торговле.
7) Еще выступает на среду сего собора опытный муж, сведущий Божествен-
наго писания, возделавший и посеявший семя благочестия в Саратовской стра-
не, почтенный Анфиноген Иларионович, авторитетом своих доводов заставляв-
ший молчать многих, и етот то старец, как известно, не учил о паровых мельни-
цах и торговле.
Вот видите, почтенное собрание, честный Собор, все сии вышеприведенныя
старцы, проходившие тесный укрывательный путь, ведущий в живот вечный, как
и слышали, не учили о мельницах и торговле и не поставляли сие учение, что вид-
но из ихнева всеобщаго молчания о мельницах и торговле за нечто непреложное.
Но ныне, к великому сожалению и прискорбию, слышим голос от новопоставлен-
наго старейшаго Алекс. Вас., что торговля, скажу со скорбию, в которой вклю-
чается продажа табаку и паровая мельница – дело непременно богоугодное, бла-
гое и святое. Для обсуждения етого то вот, я, смиренный, и потщался попросить
Алекс. Вас. позволения собрать Собор, будучи побуждаем от многих, как стран-
ствующих православных христиан, так и почтенных христолюбцев, поетому я
обращаю свое возвание ко всему сему соборному собранию: давайте, братие,
разсуждать о всем вышереченном мирно и кротко, как истыя рабы Христовы,
помолившись усердно Господу Богу. Поетому наша покорнейшая прозьба к со-
бравшимся здесь посторонним как христианам, так и благодетелем: во время
разсуждения весьти себя как можно скромнее, чтобы разсуждающие могли сво-
бодно объясняться, чтобы вы, почтенныя слушатели, все их слова точно слышали
и уже потом произнесли свой приговор, вынесли свое заключение, основанное,
конечно, на Святых писаниях. Также позвольте от лица всего Собора обратить-
ся к Вам, старцы выбранныя для разсуждения, чтобы в настоящую историчес-
кую минуту велось разсуждение и доводы от Святаго писания вами, не как вра-
гами, а как братьями, потому что все мы братья христианы.
Я желаю, чтобы все ето было впоследствии, по доказании истины, устране-
нием соблазна, покрыто любовию. Пусть ето будет хотя примерно сказать и
спор, но домашний, пусть все выслушают и убедятся, на чьей стороне истина,
Богом дарованная истинно верующим православным христианам, ныне и присно
и вовеки веком. Аминь.
Часть 2. Копия с подлиннаго письма кинешемских христолюбцев.
Прозьба к Собору от христолюбцев из Братства Фед[ора] Мих[айловича]
(с. 11–13 об.)
С большим прискорбием вынуждаемся писать настоящее письмо. Почти всей
нашей общине стало известно, что старший наставник Алекс[андр] Василье-
в[евич], единолично и вопреки мнениям прочих наставников, стал заниматься ком-
мерческими спекуляцыями. Нам неизвестны те основания, по которым он нашел
возможность это делать, но думаем, что он, со свойственным ему искусством,
приведет не мало текстов из Св. Писания, оправдывающих эту новую в нашей
общине деятельность. Но мы знаем также и то, что обширность и глубина Свя-
того писания не всегда служила людям средством к выяснению истинны, а не-
редко и к затемнению ея; последнее случалось всегда, когда люди стремились
авторитетом Св. Писания оправдать те или иныя свои поступки, которые, как они
знали, вызовут в людях осуждение. Потребность в таких оправданиях с течени-
ем времени стала настолько велика, что появилась особая профессия людей: мис-
сионеров, начетчиков, толковников, и т. п., и эти люди путем постояннаго упраж-
нения часто достигают такого искусства спорить за и против, что человеку обыч-
ных познаний спорить с ними становится не по силам. И ето вполне понятно, т.
к. если последние от спора ждут выяснения истины, то первыя жаждут только
того, чтобы одержать над противником верх. Но человеческий ум ограничен, и
большинство таких искусников, стремясь по каждому частному, часто мелкому,
случаю доказать свою правоту десятками книг, кончают тем, что подрывают
веру как в них самих, так и в Писание; про таких-то именно людей и говорят, что
они из-за деревьев не видят лесу.
Истина християнскаго учения не нуждается в таких проповедниках, и что ето
так легко понять каждому, стоит только задать себе вопрос, что привлекает в
нашу общину большинство новых последователей: книжная ли премудрость, ус-
военная ими, или наглядной пример христианской жизни чаеной с ея молитвами,
постом и смирением? Мы убеждены, что последний!
Да так и должно быть, и всегда так и было, ибо личный пример нагляднее
книги. Проповедь Христа Спасителя и его апостолов закреплаялась личными их
подвигами и трудами. Апостолы, как известно, жили трудами рук своих и пода-
янием, но не промыслами и торговлей.
Письмо ето мы написали не для того, чтобы оно служило поводом в дальней-
шим препирательствам и спорам на Соборе, а для того, чтобы содействовать
прекращению общаго соблазна, который, как известно Собору, принял настоль-
ко обширные размеры, что грозит полным развалом самому существованию на-
шей общины. К прекращению етаго соблазна мы видим один исход: просить Алек-
санд. Васил. сложить с себя рукоодство делами общины, здать выборным от
Собора лицам сполна все то, что он принял от своего предшественника, Корн[и-
лия] Петр[овича], и выехать из Данилова для жительства в другое место, кото-
рое ему укажет собор. Если Алек. Васил. дорого дело общины и служения цер-
кви, а также и своя честь, то он должен признать опастность настоящаго поло-
жения и добровольно выйти из тупика, в который он сам зашел и многих людей
завел! Если же, против нашего ожидания, Алекс. Васил. добровольно не согла-
сится прекратить соблазны и умирить церковь, то мы не находим для себя ино-
го исхода, кроме как отказаться от всякаго согласия с ним и его единомышлен-
никами и вынуждены будем просить местных старцев упорядочить и хранить все
те правила, которые здесь издавна существуют и которые мы считаем правель-
ными и себя обязанными им подчиняться.
Приветствуем почтенный собор и желаем ему справедливо и мирно постано-
вить свое решение:
Дмитрий Яковлевич Митрофанов.
Александр Кузьмич Чюдин.
Иван Сосипатрович Шошин.
Александр Григорьевич Цветков.
Иван Федорович Коровайков.
Самсон Иванович Поспехов.
Василий Степанович Смирнов.
Леонид Семенович Таланов.
Михайло Васильевич Самойлов.
Федор Васильевич Таланов.
Александр Федорович Маслеников.
Александр Иванович Хренков.
Христолюбцы предела Епифания Ивановича
К сему вышеизложенному добровольно подписуемся:
Иван Федорович Репьев и Павел Михайлович Маралов.
От страны Иваново-Вознесенск
Михайло Дмитриевич Тюрин, первой востал против Александра Васильевича, то есть
его непорядков.
Дмитрий Григорьевич Ириничев.
Наталья Столбунова, добровольно подписала.
К сему добровольно подписался личный почетный гражданин и бухгалтер комиссион.
конторы И.Н. Иконникова: Тимофей Михайлович Журов.
Христолюбцы Яковлекскаго предела
Сергей Мих. Тетерин, расписался добровольно.
Василей Ксенефонтов Смирнов, по личной прозьбе, за Ефима Ксенофонтовича Смир-
нова и за Федора Захаровича Смирнова расписался: Вас. Ксен. Смирн.
Михайло Варфоломеев.
Василий Иванович Смирнов, расписался добровольно.
Василий Ефимов.
Михайло Гаврилович, расписался добровольно.
Василий Яковлевич Салов.
Федор Егорович Клочков.
Владимир Александрович Воробьев.
Иван Петрович Пятериков.
Владимир Иванович Тихомиров.
Василий Васильевич Беляков.

Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / авт.-сост. Н.Ю. Бубнов. – СПб: БАН, 2012. – 460 с.
Tags: еретики отколовшиеся от ИПХС, рассуждения по разным вопросам у ИПХС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments