iphs (iphs) wrote,
iphs
iphs

Categories:

ИПХС

Тематический жж об ИПХС:

Самоназвание: истинно православные христиане странствующие.

Внешние называ/ли/ют: тверские, странники, скитальщики, бегуны, евфимиевцы, скрытники, подпольники, голбешники, норники, сопелковцы, странники-статейники, странники-иерархиты.

С начала 1653г. на православных христиан обрушились гонения воздвигнутые патриархом Никоном из-за отказа принять Никоновы "реформы" (трехперстное перстосложение при крестном знаменовании, изменение написания имени Icyca, изменения в Символе Веры, многочисленные изменения в богослужебных книгах и пр.).

В то время в Московии были распространены апокалиптические настроения, православные жили с предчувствием пришествия антихриста. Приближалась грозная дата 1666г. о которой написано в Книге о Вере.

В 1656г. самовольно низвержен Никоном, сослан в ссылку и сгинул без вести епископ Павел Коломенский (убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем по Никонову велению) - единственный русский епископ оказавший Никону открытое сопротивление.

В 1658г. (1666г. от Р.Х.) никонопоследующие ввели новые Требники, по которым стали совершать все чины, после этого христиане стали отметать «крещение» и все «тайны» никонопоследующих.

В 1666/7г. состоялся Большой Московский собор проклявший державшихся дониконовской веры, этот собор заклеймил двуперстное знаменование как ересь и утвердил трехперстие как апостольское предание.

В 1681г. церковный собор никонопоследующих во главе с патриархом Иоакимом обратился к царю с просьбой о применении к православным не покоряющимся им «градских казней».

В 1685г. царевной Софьей издан закон, состоящий из 12 статей, в котором определены различные степени наказания для православных и их укрывателей: пыток и смертной казни в виде сожжения (для тех, кто не отказывался от своих убеждений); заточение в монастыри, битья батогами, лишения имущества - укрывателей христиан.
Православные убегали в пустынные места, скрывались у благодетелей-христолюбцев, или уходили за пределы Московии.
Христиане истолковали это как предсказанные Апокалипсисом о пришествии антихриста, когда Жена (Церковь) убегает от дракона (антихриста) в пустыню.

Реформы Петра I привнесли нечто совершенно новое на Русь: глумление над христианством, провозглашение Императора Петра I - "христом" и "богом", грубое насаждение иностранных обычаев, перемену летоисчисления, а это намекало на пророчество об антихристе у пророка Даниила, новый год стал отсчитываться с 1 января в честь римского "бога" - двуликого Януса, если к этому еще присовокупить тотальное ущемление свобод, массовое закабаление народа, запрет на свободное передвижение - все это привело к восприятию Петра I в народе как антихриста.

В 1716 г. появилась возможность легального существования желающих молиться по старине, но в обмен необходимо было «записаться в раскол» (исповедовать себя раскольником/еретиком/отступником, а не православным), носить потешную одежду с бубновым козырем на спине , давать обязательство не учить "старой вере", не держать "старых", богослужебных книг и выплачивать двойной подушный оклад.
Часть христиан отступили от исповедания себя православными и пошли по пути легализации, на условиях нового закона о «раскольниках», другие стали "укрываться за попами" (платить попам взятку, чтоб те записывали их как "православных" (синодальной церкви). Христиане вменили такое отступничество в грех.

В 60-е гг. XVIII в. при Екатерине II в связи с ослаблением государственного нажима на христиан в среде православных (филипповского корня) начались брожения о возможности "записи в раскол".

В 1767г. из "филипповщины" выделилась группа христиан не согласных с терпимым отношением к "записи в раскол" и "укрыванием за попами" они провели собор на котором приняли Устав и избрали своим старшим наставником Ивана Андреянова, в последствии их стали называть "странники" или "тверские" (по местности где они скрывались).

Десятком лет позже филипповский инок Евфимий, из писаний познал неправоту филипповцев, ему в руки попали писания христиан странствующих и он пожелал присоединиться к ним.
Сомневаясь в своем филипповском крещении стал просить о крещении престарелого христианина странствующего Иоанна, с которым много беседовал, но тот «убоялся дабы себе не приять нечто виновное», и «самому себе крестить Евфимию совет подаде».

В 1784г. Евфимий самокрестился и крестил семь своих последователей с которыми обосновался в ярославских пределах, в Пошехонских лесах. Евфимий составил книги обосновывавшие необходимость бегства из мира.

В 1792г. Евфимий скончался, группа христиан крещеных Евфимием осели в селе Сопелки, которое стало центром истинно православных христиан странствующих. Сопелковские христиане вели активную проповедь и весьма умножились.

Знаменитый наставник христиан странствующих Никита Семенович был выдающимся проповедником, глубоко познавшим Писания, много пострадал от властей, был в узах, бежал. Никитой Семеновичем были составлены Статьи, регламентирующих жизнь христианских общин и утверждающих иерархическое подчинение младших старшим, по примеру священной иерархии. Местные общины подчинялись старшему предела, несколько пределов объединялись в страну (округ), над которой стоял старший, а в свою очередь старшии стран (округов) подчинялись преимущему старшему. Эти «Статьи» были утверждены на соборе 1860г., преимущим старшим был избран Никита Семенов.

Очень уважаемым преимущим старшим (с 1910-го по 1937-й) был Александр Васильевич, в постриге о.Арсений.

Ныне общество ИПХС малочисленно, с пол сотни молящихся христиан. Живут в келиях на содержании мирских (благодетелей). Большинство христиан пожилые люди, мирские в основном родственники мироотречников.

Богослужения совершаются по Поморскому Уставу. Мироотречники должны ежедневно отмаливать в келии суточный круг, грамотные по богослужебным книгам, малограмотные Псалтырью, Канонами или Исусовой молитвой по лестовке и молиться за милостыню.

Чтоб присоединиться к ИПХС нужно сняться с регистрации, уничтожить документы, креститься от ИПХС, жить в келии не сообщаясь с миром, соблюдая христианские правила.

Сейчас истинно православные христиане странствующие живут в Новосибирском, Новокузнецком, Екатеринбургском, Вятском, Пермском, Ижевском, Ярославском пределе (в бывших пределах из-за малочисленности келии присоединены к более крупным).


Большой Катихизис лист 2.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments