iphs (iphs) wrote,
iphs
iphs

Categories:

Истинно православные христиане странствующие (ИПХС)


Истинно православные христиане странствующие (ИПХС)

https://iphs.livejournal.com/23248.html

Внешние называ/ли/ют: тверские, странники, скитальщики, бегуны, евфимиевцы, скрытники, подпольники, голбешники, норники, сопелковцы, странники-статейники, странники-иерархиты, красноподушечники итд

Краткая предыстория

До 1666 г. в дораскольных Потребниках для крещеных в ереси нет иного чина приятия в Православие, кроме православного крещения с проклятием ереси. Иностранцы, бывшие в Московии, писали об обязательном перекрещивании латинян и протестантов при переходе в Православие. Так, Джильс Флетчер пишет: «Они перекрещивают всех христиан (не принадлежащих к Греческой церкви), как скоро они переходят в русскую веру, потому что почитают их отделенными от истинной церкви, которая, по их мнению, есть только церковь Греческая».
В 1620 г. Патриархом Филаретом был созван собор, который подтвердил противозаконность чиноприема еретиков в Православие без крещения: «И от всех от различных еретических вер приходящих к нашей православней истинней вере греческаго закона совершено крестити. понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение… Правило перваго вселенскаго собора, и тако вси возгласиша купно, еже еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение, и повелевают таковех крестити святым крещением паки совершено. Сия бо прияша святии отцы, от самех самовидцев Слову и Премудрости божественых апостол. Еже еретическое крещение не в крещение полагают. Понеже божествении, в четыридесят шестом и седмом правиле своем тако утвердиша. епископ, или поп, или диякон, аще еретическо приимет крещение, или жертву, таковыи да извержется».
В Московском царстве с отвращением относились к чуждым православию верованиям, Павел Алеппский в своих воспоминаниях о посещении Московии пишет: «Они даже не пускают чужестранца в свои церкви, думая, что он их осквернит; отнюдь не принимают и не любят людей другой религии. Мне рассказывали, что, когда идет к царю турецкий посол, то его не вводят со стороны церкви Благовещения, дабы он не осквернил ее. После того как он поцелует полу царской одежды, и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены; затем призывают священников совершить водосвятие на том месте и окропить его, дабы оно очистилось, ибо осквернено».

Реформы, начатые патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича, вызвали смуту, как вводившие чуждые православию ереси. Так, что крещеных по новым Потребникам 1658г. ревнители стали перекрещивать как еретиков. В новом чине крещения было много прелести: изменение Символа Веры (было удалено Истинный, в части о Духе Святом); имя Исус стали писать с двумя “Ии”; знаменовать имясложенными перстами, а не двуперстно, сам же крещающийся знаменовался щепотью; молитва духу лукавому: «Ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый»; обход купели против солнца (против часовой стрелки), а не посолонь и пр.
В Деяниях Большого Московского Собора 1666/7г. ревнители обвиняются: "Яже услышавше мы и прочетше, абие богонаставлением познахом дияволе быти семя, сицевая хулы содержащее: яко нынешняя церковь несть церковь, таины божественныя не таины, крещение не крещение, архиереи, не архиереи, писания лестна, учение неправедное, и вся скверна и не благочестна".

Соловецкий монастырь был самым чтимым на всей Северной Руси. В 1657г. из Москвы на Соловки были присланы новые Служебники. Решением соборных старцев новые Служебники были запечатаны в монастырской казенной палате, чернецы остались на старине. В 1666 - 1667 годах соловецкие иноки написали царю пять челобитных моля оставить их служить по старому, но не были услышаны. В 1667 году новым настоятелем монастыря был назначен о.Иосиф, которому поручили провести реформу. Монахи на общем соборе отказались подчиняться новому настоятелю, и изгнали его из монастыря. В 1668г. прибыли стрелецкие части для подавления мятежа, началась осада монастыря, которая продолжалась до 1676 год.
Отписка воеводы Мещеринова царю Алексею Михайловичу о выходцах из осажденнаго Соловецкаго монастыря, с приложением их распросных речей. 1674 г. октября 23:
"а святых Таин не причащался он, Никанор (архимандрит), лет с пять. А в прошлом де во 182 году, декабря в 28 числе, был у них в Соловецком монастыре черной собор, чтоб за великого государя богомолие отставить...в церковь Божию не ходят, и на исповедь к отцом духовным не приходят, и священников проклинают и называют еретиками и богоотступниками; а исповедаются промеж собою у белцов, и помирают без покаяния и без причастия, и в ямы их кладут без отпеванья священническаго...а архимарит де Никонор говорит: "мы де и без священников проживем, и в церкви де часы станем говорить, а священницы де нам не нужны". И они воры божественнаго пения и за великаго государя богомолия и слышать не хотят…" 7 января 1675 года на черном соборе сходке принято решение не молиться за царя - "ирода". Соловецкий монастырь перешел на беспоповство имея церкви и духовенство до захвата его Мещериновым 1 февраля 1676 года.

https://samstar-biblio.ucoz.ru/KnigiSlavjanski/solov.pdf

Выг

https://ruvera.ru/articles/daniil_vikulin

В октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера, жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.
В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие. Поздней осенью 1694 года построили столовую, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи. Вдохновителем строительства был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителем — священноинок Пафнутий Соловецкий, первый настоятель обители. Первоначальное число насельников общежития составляло 40 человек. В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую. В 1702 году Пафнутий Соловецкий ушёл с Выга и настоятелем обители был избран Андрей Денисов.

«Филипповцы»

На Выг пришел, дезертировавший из стрелецкого полка, во время Северной войны, Фотий Васильев (1674-1742). Он принял крещение, а позже и иноческий постриг с именем Филипп. Со временем Филипп стал духовным отцом выговцев. Строгостью своей жизни и суровым благочестием он стяжал уважение среди на­сельников обители, так что после смерти Андрея Денисова его стали рассматривать как одного из претендентов на место настоятеля. Однако престарелый Даниил Викулин пе­ред смертью благословил на настоятельство Семена Денисова.
В 1737 году : “Когда тропарь прислали в монастырь говорить за царя, и повелели за православнаго молить, отец наш благолепный муж (старец Филипп ) Божиим промыслом, не благословя таковаго тропаря говорити, что не по древних отец преданию; неблагочестиваго благочестивым называти. Тогда между собою учинилася великая распря... Семен Денисов с другими прочими совет сотворили, пришли к стар­цу Филиппу. Семен Денисов стал святолепнаго старца Филиппа по щекам бить. Тогда старец Филипп рече, чадо дерзай яко Христа мя распни. И руце свои простеръ, и били тогда крепко... а отец Фи­липп сидел в железах три дни, и приехал с Нова города купец, про­званием Мошенников, в монастырь на Лексу, услышав что Филипп сидит скован, то скоро на Семена Денисова закрычал; за что святаго старца сковал, и сам пошел железа збил; старца Филиппа вывел из монастыря вон, в Надеждин скит, жил отец Филипп в ригачи год; и стали к нему братия собиратися, един по единому умножатися, и поставили келию, подалее токмо, жил недолго, и усмотрел место за мхами, и поставили 5 келий, потом стали братия множитися, на­строили келей много...Мануил Петров, Захар Нефедьев Пулов, и иныя прочия, и стали совет советовать...И того они окаяннии того страха и ужаса не убоялися, но сходили в Олонец сами без всякаго понуждения, и взяли каманду взяли с Шуньги понятых...но токмо ожидая суда Божия, приказал двери все запреть, и заповедал братиям и сестрам молится Богу со слезами, чтобы Бог избавил горькия муки, и страшнаго и нестерпимаго тартара, тмы кромешныя, и огня негасимаго. не бойтеся здешния крамолы и клеветания от врагов неприязненных, понеже ратуя диявол. Ефрем, слово, 5. Когда воцарится прескверный на земли змий, не даде по­коя на земли, верным рабом Христовым, ни в горах ни в пропастех земных, уже не весте ли братия сего злаго змиина настатаго време­ни...И в то время напали яко разбойники, на них, и поколотилися у окна; а другия не дожидая старцова ответа; начаша часовню рубити в шесть топоров, начали двери прорубати, тогда старухи закричали, батюшко батюшко, уже попадают в часовню, тогда отец Филипп, благословляет детем своим последнее проще­ние положити; и стали класть конечное начало, тогда все умолкли, и положили начало. Тогда отец Филипп, поклонися братии до зем­ли, и рек яко гром грянул. Простите мя отцы и братия, в сем веце и в будущем. Тогда братия яко едиными усты вопияху; Господь Бог тебя простит честный отче. И начаша вси по единому прощатися; прости мя отче честный. Тогда учинился плачь прощальный. Услы­ша его стали салдаты спрашивать; что у них поп чтоли есть, тогда монастырские сказали им, что попа нету, а есть простой старец. В то время скоро подпустили огня. Когда загорелись, тогда не единой человек не скрычал и не заревел; яко прежде огня все умерли, яко легким сном заснули. Тогда монастырские почали грабить, кому что попадет. Где отец Филипп стоял, то окно было некрепко заперто, однем ставнем; то скоро прогорело. То не точию что другия видели, увидел и посланный афицер; что отец Филипп во пламени под ок­ном, и ризы его целы, и стоял до тех пор, пока не упал потолок. Тог­да закрычал афицер на салдатов и мужиков, отнюд ничего не тронь­те”. Случилось это в 1742г. и положило начало “согласию филипповцев”.

Запись в раскол

В 1716 г. появилась возможность легального существования для желающих молиться по старине, но в обмен необходимо было «записаться в раскол» (исповедовать себя раскольником, а синодальных - православным), носить специальный медный знак и потешную одежду с бубновым козырем на спине, давать обязательство не учить "старой вере", не держать "старых", богослужебных книг, и выплачивать двойной подушный оклад. Выговцы, сколько могли, уклонялись от уплаты двойного налога и признания себя “раскольниками”, и только во время “генеральной переписи” (I ревизия 1719г.) они были вынуждены приступить к платежам. Запись в раскол хоть и бытовала на Выгу, но вменялась в грех: „Киновиарх бо того общежительства Даниил Викуличь о расколнической записке глагола сице: записка не без вины есть, о чесом поморские пустынножители свидетельствуют — отец Иона и прочий того Топозерскаго скита, от них же мы сами слышахом. Известных же отец онех знатель и любовный тех собеседник Федор Калиничь, аще и писан был в первую ревизию в двойном окладе староверском, яко же и отцы поморстии, обаче детям своим, иже послежде той ревизии в расколническом окладе писавшимся, о том покаяние повеле имети, о чесом свидетельствуют в Даниловском духовные его дети".
Только малая часть “староверцев” записались в раскол. Согласно официальной статистике в 1737 г. в Петербурге не оказалось ни одного записного раскольника, а в уездах их насчитывалось 6 мужчин и 6 женщин. Между тем “раскольники” в Петербурге были, и их было немало, но все они были потаенными. В последующие годы тайные “раскольники” стали выявляться, хотя и в малом количестве. Но известное число было далеко не полным. Наличие потаенных “раскольников” обнаруживалось при судебных процессах, возникавших при доносах некоторых частных лиц. Обнаруженные “раскольники” оказались преимущественно принадлежавшими к торговому или ремесленному сословию. В первой половине XVIII века в Москве было весьма незначительное число “староверов”, особенно беспоповцев: «их можно было насчитать не более десяти семейств, и положение их было самое жалкое. Отмеченные особым знаком на платье (желтым козырем), они бегали общества. (…) особенно трудно было их существование в царствование имперарицы Анны, когда они могли только по ночам, тайно и с величайшею осторожностию, собираться для отправления своих служб в нескольких избах, построенных в самом глухом месте тогдашней Москвы, – на берегу Яузы и близ Хапиловского пруда. Императрица Екатерина облегчила их участь: им позволено было ходить без козырей, и они могли теперь жить по своим обычаям, не обращая на себя особенного внимания.

Основная часть “староверов” "укрывались за попами" (платить попам взятку, чтоб те записывали их как "православных" (синодальной церкви) или скрывались от властей (“беглые”).

В 60-е гг. XVIII в. при Екатерине II в связи с ослаблением государственного нажима на христиан в среде православных (филипповского корня) начались брожения о возможности "записи в раскол".

«Странники» Ивана Андреянова (“тверские”)

В 1765 году было принято соборное постановление христиан “филипповцев” о недопустимости записи в раскол, духовными отцами не могли быть записавшиеся. Как писал инок Евфимий: “Ибо в них бе тогда филиповых учитель и наставник Василий Матфеичь, своеручне сам писавше обоим си вещем равне быти и глаголаше:"Яко же за попами христианину укрыватися - грех, тако и расколником писатися - едино еста". В1765/66 году произошло размеживание “записных в раскол” и “незаписных”, “незаписные” провели собор на котором приняли Устав и избрали своим наставником Ивана Андреянова, в последствии их стали называть "странники" или "тверские" (по местности где они скрывались). В 1767 году прошел собор “странников” на котором постановили принимать “филипповцев” через епитимью, а в 1769 году собор “филипповцев” решил принимать "странников" так же через епитимью. В 1775г. последнее из датируемых соборных постановлений "странников" Ивана Андреянова.

Старец Евфимий

За несколько лет до 1777 года был крещен у “филипповцев” дезертировавший из армии будущий инок Евфимий, в 1781 году старец Евфимий изучив писания “странников” пытается отвратить “филипповцев” от записи в раскол и исправиться, в 1784 году Евфимий разуверился переубедить филипповцев и не имея возможности добраться до общин "странников", Евфимий, усвоив у “филипповцев” строгое отношение к еретическому крещению (строгие «филиппоны» перекрещивали всех и «синодальных», и «старообрядцев») и по совету "странника" Иоанна, самокрестился, и крестил восемь своих последователей. Евфимий поселился в ярославских пределах, в Пошехонских лесах. Он составил книги обосновывающие необходимость бегства из мира.

https://iphs.livejournal.com/12269.html

«Сопелковские странники»

В 1792г. старец Евфимий скончался, группа христиан крещеных Евфимием осели в селе Сопелки под Ярославлем, которое стало центром ИПХС. “Сопелковские” христиане вели активную проповедь и весьма умножились. “Страннические” идеи не новы в среде “староверцев” они известны со второй половины XVII века, особенно стали популярны во время царствование императора Петра I, которого широкие слои русского общества почитали за Антихриста, в связи с его реформаторской деятельностью, подрывающей уклад русской жизни и православной веры. Тем не менее, акцент на этой части русской эсхатологической традиции вызвал отклик во всех “староверческих согласиях”. “Странничество” идейно стало влиятельным “староверческим согласием”.

Влияние «странников» на старообрядчество

Под влиянием идей ИПХС появились согласия: “безденежников”, “титовцев”, различные толки “странничества”, часть “феодосеевцев”, “филипповцев”, “лужковцев”, да и последние “поморские” иноки не имели паспортов и других документов.

Вот как мыслили о исповедании себя раскольниками “феодосеевцы”: “Отцы и братия! Мы строго должны блюсти, дабы ни малейшее не погрешить в вере нашей християнской, ни в догматех, ни в обычаях церковных. Между тем огланемся на жизнь христиан в гонительные времена и вспомним то положение, в каком они находились. Два с половиной столетия мы, истинные христиане носили насильно навязанное название «раскольники» и «сектанты», не имея права называться православными християнами, и, кажется очень немногие сумели не погрешать относительно этих названий, или по страху или по незнанию. Им писали на паспорте «раскольник», или «поморской секты», и христианин получая этот документ и не возражая ничего, подписывался и тем самым, значит, принимая на себя это название, неприемлемое християнином; этим он повреждал свою веру, принимая на себя «секту» или «раскол», ибо ведь он руководствовался этим документом в жизни. Мало этого, многие даже и не понимали, что погрешали против веры, следовательно не покаялись в этом и отцу духовному. Таковых нужно считать десятки тысяч, из коих может многие навечно за это лишились Света Божия. Затем, если встречалась надобность кому по естественному влечению входить в семейное положение, непременно должны были являться в полицейское управление в числе 6 человек с поручителями и заявить и дать подписку, что они от рождения в православии не состоят, а принадлежат к расколу. И визнули в эту сеть 6 душ християнских, подписываясь к расколу. Но нужда заставляла все это делать, ибо только принятие этого названия и делало возможным добывать средства к жизни, ибо не подпишись кто к расколу и сектантству, то и паспорта не получишь без которого нельзя выехать на промысля и по всем другим делам. А не подпишись к расколу при семейной записи, то не будет надела земли, а дети не наследники и не общественники”. (Труды первого Всероссийского съезда Старопоморского согласия (феодосеевцы) 7417 г. (1909г.) Речь Кистанова Р. И.)

Устройства жития «странников»

Хотя християне “странствующие” и хотели выйти из мира полностью, но на практике удалось это только единицам. Без помощи мирских христолюбцев укрыться и выжить большинству не удавалось. Устройство “страннических” общин, практически не изменилось со времени оформления “согласия” до наших дней. Есть крещеные мирооотречники “беглые” и мирские благодетели, которые укрывают и жертвуют милостыню “странникам”. Большинство “странников” это престарелые люди, которые перед лицом скорой кончины, крестятся и выходят из мира. Малая часть “странники” с юности вышедшие из мира, которые обучены: ведению службы, пению, проповеди, иконописи, литью крестов и икон.

Статьи Никиты Семеновича

https://iphs.livejournal.com/61532.html

Власти обнаружили существование ИПХС в 1852 году, когда проводили спецоперацию по задержанию разбойников, грабивших в Ярославской губерни. Большое количество “бродяг старообрядцев” исповедавших одинаковое “странническое” вероучение, обратило внимание властей на Церковь ИПХС. Из 210 странников, арестованных полицией в период с 1 июля 1850 г. по 1 апреля 1851 г., крестьян было 142, военных дезертиров — 50, „непомнящих родства" — 18.

Старшим наставником “странников” Никитой Семеновичем были составлены «Статьи», регламентирующих жизнь христианских общин и утверждающих иерархическое подчинение младших старшим, по примеру священной иерархии. Местные общины подчинялись старшему предела, несколько пределов объединялись в страну (округ), над которой стоял старший, а в свою очередь старшии стран (округов) подчинялись преимущему старшему. Эти «Статьи» были утверждены на соборе 1860-го года, преимущим старшим был избран Никита Семенов, он оставался на этом служении с 1860 года до своего упокоения в 1894 году. Статьи Никиты Семеновича ограничивали жесткими правилами общество ИПХС, были вынужденной мерой, чтоб размежеваться от разбойников и бродяг, которые прикидывались бегствующими христианами и своими проступками навлекли худую молву на ИПХС.

Когда составлялись “Статьи” определили, что предел должен быть от ста христиан-мироотречников. Сейчас же в связи с оскудением христиан, когда общая численность не превышает полсотни мироотречников, старших стран вообще отменили, а пределы частью слились с другими пределами, а некоторые пределы состоят из нескольких или даже одного мироотречника. Число крещеных, но живущих в миру на порядки больше, а мирских благодетелей тысячи, в основном это потомки крещеных мироотречников, которые в уроченные дни подают милостыню за упокоившихся крещеных в “странствие” предков, за себя и родных, чтоб мироотречники молились, но молятся за мирских и отступших “не на имя” т.е. не произнося имени мирского благодетеля.

Учение ИПХС

Учение ИПХС строится на Православии, русской эсхатологии, иноческом житии и ритуальных правилах.

В 1648 году в Москве вышла “Книга о вере” в 30 главе, было сказано: “А по исполнении лет числа 1666 не непотребно и нам от сих вин опасение имети, да не некое бы что зло пострадати по преждлереченных исполнения писания свилетельств; яко настоит день Христов, якоже рече апостол. И несть ли быти готовыми подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самым диаволом”.

https://iphs.livejournal.com/85874.html

В 1666 году состоялся Большой Московский Собор проклявший двуперстие и всех знаменующихся так.

https://iphs.livejournal.com/86067.html

То же о двуперстии сказано и в Большом Катихизисе (1627г.): “двема бо персты Сын Божий прообразуется в двою естеству, страдавый на кресте, кто убо крест сей неистово изображает; не возносит руки на чело, живот, правое плечо и левое, той имать приятии на чело свое и на десную руку свою Антихристову печать: идее же бо света лишение, ту бывает тме пришествие.”

https://iphs.livejournal.com/101059.html

Острое эсхатологическое ожидание воплотилось в реальность при Петре I, который ополчился на все русское, полностью закабалил русский народ и ввел еретические обычаи. Старец Евфимий писал так: “Тогда бо оныи Никон едино токмо в догматех соблуди, сей же вся и останки древних обычай до конца истреби.” Для русских православных наступило время антихриста: “Зверь же Антихрист наречется, тело его всех отступников знаменает бытии, по подобию тела Христова, якоже тело Христово, вси правоверные людие, по Апостолу сказуются, тако и тело того зловерении людие нарицаются. Обаче тело его на 3 части делится: на образы, телесы демонстии и трупы мертвые; образ зверин являет гражданская власть, у ней же вси человецы в покорстве состоятся, иже бо властелем сим покорится зверю и образу его, сиречь Диаволу поклонится зане оный зверь Диавол есть, неотступно в образе своем пребывающ. Телеса демонская яве духовная власть изначала разумеется, яко же глаголет св. Ефрем: прием бо безстудный власть, демоны послет во вся концы земные, яко да проповедят всем яко велик царь явися со славою; се бо телеса демонская в проповедницех его заключишася, зане демони видом черни суть. Мертвая же трупия весь общий народ оказуется: зане во время царства Антихристова по всюду по вселенной будут мертвых трупия лежати, рече св. Ефрем. Понеже и душа мертва глаголет бытии тогда, егда пусту оставит ю Дух Святый, а егда вовсе Бог оставит, абие место оно бесом жилище бывает, рече Златоустый.” А обоснование, того, что это последний Антихрист, а не просто еретическое поветрие, что случалось не раз в прошлом, такое: “В том, яко первии еретики и антихристы противу последняго Антихриста аки реки или езера некая быша, а по иным многим местам суша бысть благочестия и довольно бяше духовных чинов исполнение, и было куда трезвящимся в нуждах обстоятелных прибегати. А во дни последняго Антихриста (и отступления) аки потоп некии всемирныи явится всюду, вси отоцы по вселенней, сиречь церкви святыя, нечестивою ересию облияющии или обдержащии” (старец Евфимий).

https://iphs.livejournal.com/17423.html

Равноиноческое житие

Християне “странствующие” - мироотречники живут по иноческому уставу, в каждой келии ежедневно отмаливается суточный круг, мироотречники не вкушают мяса, понедельничают (постятся в понедельник как в среду и пяток), кроме того кроме уставных постов постятся седьмицу пред Усекновением и Крестовоздвиженьем. Все, делают испрашивая у старшего благословение и прощаясь, если нет старшего благословляются и прощаются у святых отцов. “Но почти в равной мере со иноки причитаемся по обету нашему, егда пришедше в православную веру по последованию отец, аще и не носим того образа, залог же наш равен пред Богом свидетельствован” (Старец Евфимий). “Странники” безбрачники, как Выг до 1798 года, как “филипповцы” до недавнего прошлого и как молящиеся “феодосеевцы” ныне. Обоснование этого, отсутствие православного священства имеющего власть венчать и последнее время.

Ритуальные запреты и предписания

Огромное число ритуальных запретов и предписаний, вот некоторые из них:
Утром испрашиваешь прощения и благословения на день, ночью так же прощаешься перед сном.
В християнской келии не знаменоваться (мирским и отступшим) вместе с християнами крестным знамением. Только когда они не молятся, либо в отдельной комнате за закрытой дверью.
Не знаменоваться (мирским и отступшим) на икону если между иконой и (мирским и отступшим) стоит християнин.
Не знаменуются на икону, если между вами лежит мирское написание (книга, газета итп)
На молении стоят скрестив руки на груди правая поверх левой, ноги вместе.
Во время моления (мирским и отступшим) не переходить между аналоем и християнином.
Молиться только на християнские иконы, кресты тельные так же только християнского литья. Когда молятся стеклянные кивоты открывают.
Свечи катают и возжигают только християне так же и лампады, и кадило.
Возжигают свещи от заженной свещи.
Когда знаменуешься несколько раз крест распускать (пальцы расправляешь) после поклона.
Десницей при поклоне не отмахивай, через руку не кланяйся, шуицу держи с лестовкой выше пояса.
Перед знаменованием мой руки, если дотронулся до носков или до кота, прежде чем знаменоваться вымой руки.
Не прикасаться к иноческим облачениям.
Кажденую еду не смешивают с обычной (скорлупы пасхальных яиц не выкидывают на поганое место, но на чистое).
Кадят не християн, а тельные кресты, рукипри каждении распростерты. Кадят крестообразно.
Не слюнявить пальцев когда перелистываешь богослужебные книги.
Мирским и отступшим не есть из християнской и стряпильной (в которой готовят) посуды.
Христиане едят только правой рукой.
За столом женщины в фартуках, мужчины с полотенцем на ноге (которым утирают бороду).
Над тарелкой не наклоняются.
Мирские и отступшие едят поставив посуду на мирскую скатерть, християне на християнскую.
Первый вкушает старший, потом остальные по старшинству.
Перед трапезой благословляются у старшего, если один у святых отец.
Пить сидя после благословения.
Не откусывают хлеб от большого куска, но преломляют его.
Не разбивают яйцо об стол, но ложкой.
После павечерницы не пить и ни каких дел не творить.
Когда моется посуда в поганое не ставится (раковина, таз), моется на вису.
Не зачерпывать християнской подсудной из стряпильной.
Не перемежай поход в туалет с трапезой, если есть нужда, то кладется начал как после трапезы, а после туалета, моление перед трапезой.
За трапезой зазорно разговаривать.
После туалета или прикосновения к нечистому омывать руки.
После стирки белье окатывается чистой водой.
Простынь и пододеяльник не меняется местами, голова к голове, ноги к ногам. Постель накрывается покрывалом, чтоб кошки не ходили по постельному белью.
После бани окатываешься водой из чистой, не банной посуды.
Перед баней тельный крест и пояс снимается, с прощением и благословением.
Отдельно полотенце для верха и для низа.
Вся чистая посуда не остается непокровенной.
Иконы закрываются, чтоб, к примеру кот, не коснулся их.
Не показывают християнских икон внешним.
Мирские руками к иконам не прикасаются.
Нельзя в отношении икон употреблять уменьшительные слова «иконка».
Спят головой к иконам, а не ногами.
Усопших християн называть скончавшимися, а не умершими.
Християне родственников по плоти называют "бывшими родственниками", не говорят о месте где живут, что "у нас", также и о имуществе, что "наше".
Не называют еретиков христианами, православными их общества Церковью, но “названная церковь”, их священство “названный поп/архиерей”, не инок, но “названный инок”.
Не называют своего мирского имени и фамилии, только крещенское, а отчество родительское называют.
Не называют мирских дат, но на 8 лет больше (РХ в 5500, а не в 5508), так же и дни по юлианскому исчислению, за нарушение исправа.
Не благодарят “спасибо”, а “спаси Господи и помилуй”.
В християнском обществе не называют сожителей благодетелей “мужем” и “женой”, но “хозяин”, “хозяйка”.
Семейные благодетели (те кто держат у себя в доме мироотречников) не должны жить друг с другом плотски под одной крышей с мироотречниками.
Ну и понятное дело в мироотречники зазрят благодетелей: за нехристианское, аморальное поведение, общение с еретиками, за курение и пьянство, мат, бритье бороды и волос на голове.
Молятся христиане, сестрицы в черных сарафанах в пол и черных же платках, подколотых под подбородком, отцы в черных азямах. Мирские мужи в рубахах на выпуск под поясок, жены в юбках и повязанных платках, рукава длинные.
В домах где живут мироотречники все мирские жены покрываются платками.
Кланяются в землю в подручник, встав на него ладонями и коленями, пожилые и больные подручник кладут на табуретку в сложенном виде и делают поклон, чуть ниже поясного уперевшись в подручник ладонями.

https://iphs.livejournal.com/6952.html

Лестовки тканые, ступеньки бисерные.

https://iphs.livejournal.com/6704.html

Служат по Поморскому Уставу, поют наоном.

http://staropomor.ru/Ustav(2)/sg_part1.pdf

Крестят после 40 дневного поста, с молением в келии и правилом. Отступшие для исправления несут три 40 дневных поста, с епитимьей и правилом. При смерти крестят без поста, если христианин выживает, то несет, то что не вынес перед болезнью.
Исповедуются раз в год Великим Постом по опроснику, в духовные отцы каждый сам себе избирает христианина.
Ну и прочее в таком духе.

Иночество

https://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=iphs&itemid=11415

С времен Евфимия у “странников не было иночества, жили по иночески, но иноческих одежд и правил не держали, но в 1908г. в “странничество” крестилась “филипповская инокиня” Агния, три года она неотступно просила разрешения пострига. Тогда Собор старших разрешили ей самой себя постричь и "надеть на себя одеяние иноческого образа своего христианского шитья, а не старообрядческого". Приняв самопостриг и накрывшись иночеством, она постригла “странников” ищущих иночества. Перед постригом три года искус, после пострига правила строже чем для обычных мироотречников. Иночествующему духовный отец выстригает гуменце, которое обновляет четыре раза в год, нужно следить когда снимать мантию (когда касаешься нечистого), камилавка и параман не снимается никогда, инок спит одетым, в баню не ходит (только больной), длинное иноческое правило к суточному кругу и молению за милостыню итп.

Паспорт - печать Антихриста

Раньше, когда человек уходил из мира, близкие просто объявляли властям, что родственник пошел туда-то и пропал без вести. Когда паспортизация стала обязательной для всех (в СССР это произошло сначала в городах, в 70-ых и для всех крестьян), перед выходом из мира стали выписываться в никуда, а потом уничтожать паспорт. Сейчас для “странников” сам паспорт с гражданством “падшего Вавилона”, неправильной датой, мирским именем и фамилией - воспринимается как печать антихриста. Потому при выходе из мира нужно выписаться и уничтожить паспорт. Если человек при смерти его паспорт без выписки просто портят. Хотя есть “странники” которые нарушают это правило и крестят с паспортом, что когда человек созреет или будет при смерти, положит начал к исправлению, перекрещивать такого никто не станет.

Похороны

Хоронят “странников” рядом с деревенскими кладбищами, без документов, где нет надзора властей, устраивают это местные благодетели. Зачастую хоронят рядом с домом где жил “странник”, на огороде, без опознавательных знаков.

Пределы

ИПХС гнали при царской власти, при коммунистах, с начала 90-х гонения прекратились, а численность ИПХС стала неуклонно убывать, старики кончались, в странствие молодежь шла мало. Еще недавно “страннические келии были и в Москве, и в МО, и в Тверской. Сейчас ИПХС живут в Новосибирском, Новокузнецком, Екатеринбургском, Пермском, Ярославском пределе, в бывших некогда многочисленных пределах не осталась мироотречников или, к примеру, одна мироотречница. Раньше регулярно проводились соборы старших пределов, сейчас изредка по острым вопросам. Еще совсем недавно действовала школа проповедников и уставщиков, сейчас нет.




Большой Катихизис лист 2.


Как отвечать властям
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments