iphs (iphs) wrote,
iphs
iphs

Categories:

С самого начала скрытничество на Печоре приняло антисоветский характер.

Скрытнические вожаки вели агитацию против колхозов, школьного образования, посещения клубов. Ф. А. Суслов из Пачгино, работавший со дня основания председателем колхоза в Бердыше, рассказывал, что наставники скрытников угрожали разными карами колхозникам, утверждая, что они "продались в руки дьяволу".

Население деревни Пырдинской на средней Печоре, попавшее под влияние скрытничества, поголовно отказалось в 1926 г. учить детей в школе, если там не будет введен закон божий. В результате проведенной политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, а также привлечения вожаков Чердынского братства к ответственности деятельность скрытничества на Печоре к середине 30-х годов заметно сократилась. Были ликвидированы кельи в лесу, закрыты молельни в деревнях. На верхней Печоре в 1939 г. были обнаружены в келье две последние скрытницы, жившие в глухом лесу по р. Унье. Однако по дороге они бросились в воду и утопились, не желая выходить в мир. Иные скрытницы на средней Печоре оставались жить в лесных избушках и в более позднее время.

Влияние скрытничества в годы войны и послевоенный период усилилось. Появляются новые кельи "мироотречников"; часть населения в годы войны бежала в леса, скрываясь от призыва в армию. Хотя и в ослабленном виде, растеряв массу своих приверженцев, скрытничество сохранилось до наших дней.

История возникновения старообрядчества и скрытничества на Верхней и Средней Печоре. Ю. В. Гагарин

В 1920–1930-е гг. учение странников приобретает особую популярность
на Удоре и верхней Печоре: во время проведения коллективизации идеи
о втором пришествии антихриста, близящемся конце света и необходимости
бегства в леса были восприняты значительной частью староверческого на­
селения этих районов. Во время допросов верующие говорили о своем неже­
лании вступать в колхозы, о скорой войне и падении «безбожной» советской
власти. В апреле 1936 г. на Удоре арестовано 10 странниц, которые были
отправлены в Сыктывкар.
В это же время проходила ликвидация скитов на Печоре. По данным
А.Н. Козлова, принимавшего активное участие в уничтожении скитов, в этом
районе число странников доходило до 500 чел., из них свыше 300 жили по
Щугору, Подчерему и Илычу. Для их поимки организовали специальную
группу из коммунаров и красноармейцев, прибывших из разных регионов
России и районов Коми. Всего обнаружено до 300 чел., из которых около 150
были местными жителями. Большую часть верующих переселили на преж­
нее место жительства, часть арестовали. Их дальнейшая судьба неизвест­
на. На наш взгляд, важно отметить то, что активное участие в ликвидации
скитов принимали приезжие, тогда как местные жители помогали скрывать­
ся от властей: предупреждали о времени облав, не сообщали о месторасполо­
жении скитов. Практика привлечения людей «со стороны» существовала и в
дореволюционный период: испытывая противодействие местного населения
при решении вопросов, затрагивающих религиозную жизнь, представите­
ли власти обращались к коми из соседних районов. Например, ранее уже
упоминалось, что церковь на месте старообрядческого кладбища возводили
вычегодские крестьяне. Эти люди были незнакомы с местной религиозной
традицией, а значимые для староверов мировоззренческие установки не яв­
лялись таковыми для них; эту же тактику применяли и советские власти. От­
метим, что в деятельности странников власти видели прямую угрозу новому
режиму, оценивая ее как «контрреволюционную», тогда как против старове­
ров подобных дел не заводилось. В ходе бесед с информаторами выяснено,
что многие староверческие семьи раскулачивались, некоторые ссылались,
однако это было связано не с их конфессиональной принадлежностью, а со­
стоятельностью многих староверов.
В дальнейшем права и обязанности верующих определялись советским
законодательством о культах. Новый виток антирелигиозной борьбы начался
в 1959 г. Ужесточение антирелигиозного курса отражалось и в новой пар­
тийной Программе, и в новом Уставе КПСС, принятых в октябре 1961 г., за­
тем и в новой редакции некоторых статей Закона о культах 1929 г., принятой
в 1975 г. В документах, направленных на места, содержались разъяснения,
касающиеся нарушения законодательства о религиозных культах. Статьи
142, 143, 227 Уголовного кодекса РСФСР определяли наказание для руково­
дителя религиозной группы и активных участников за нарушение законода­
тельства о культах: от штрафа в размере 50 руб. до 5 лет лишения свободы
или ссылки с конфискацией имущества...

...Сохранились архивные материалы и свидетельства информантов о том, что
некоторые наставники могли предвидеть будущее: руководительница удор­ских
скрытников А.И. Карпова, наставники С.А. Мамонтов, В.И. Бажуков,
П.И. Мезенцев (старик Василий). В старообрядческой среде, особенно
среди скрытников, попытки узнать будущее оценивались негативно, однако
наставники указывали на то, что получили свои знания из священных книг.
В 1931 г. наставницы удорских скрытников предсказывали, что произойдет
смена власти, имущество будет возвращено прежним хозяевам, а случится
это если не в Ильин или Прокопиев дни, то осенью обязательно; предска­зывали
скорую войну, после которой советская власть рухнет, «подтверждая
свою клевету учением Библии». Печорский старец И.В. Бажуков утверж­дал,
что вся наша жизнь идет так, как предсказано в Писании. Его предска­зания
касались конкретных сел и деревень, предвещая их скорое закрытие
и исчезновение: «Он говорил, что деревня Сарьюдин опустеет. Останется
там только одна черноволосая девушка, т.е. дым будет выходить только из
одной трубы. И за этим домом будет проведена железная дорога».
Инфор­манты указывают на справедливость слов провидца («так оно и вышло»),
истолковывая его слова по-своему: хоть железную дорогу и не построили, но
планировали, появился не город, а поселок и т.д. Предметом предсказаний
становились события будущего, имевшие непосредственное отношение к
конкретному району (коллективизация и раскулачивание удорских крестьян
в 1930-е гг., укрупнение поселков и закрытие неперспективных деревень на
Печоре). Иногда предсказания касались и глобальных событий: «Старик Ва­силий,
имени его не знаю (Василий – имя, полученное при переходе в истинно
православную веру – В.В.). Давно уже умер. Он жил в Скаляпе, лесная из­
бушка у него была. Когда у нас разговор зашел, я говорю: «Война будет ли?»,
старик Василей сказал: «С Китаем нет, а вот с Америкой». Да. Так и ска­зал.
Он много что говорил». Имеющиеся материалы позволяют говорить
о том, что, по мнению верующих, наставник обладал знанием о будущем;
акцентируя внимание на достоверность пророчеств, рассказчики ссылаются
на авторитет Библии, Писания.

Власова В.В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные осо­бенности социальной и обрядовой жизни. – Сыктывкар, 2010.
Tags: антихрист, истории из жизни ИПХС, рассуждения по разным вопросам у ИПХС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments