iphs (iphs) wrote,
iphs
iphs

Category:

О прикреплении к месту выгорецких насельников и о записи их в раскол с 1719г.

Выговские старосты и выборные предоставляли государственным чиновникам сказки с поименным перечнем живущих в общежительстве и скитах староверов. Так, 29 марта 1720 года переписчик подьячий Иван Кузнецов должен был

сыскать старосту с выборными людьми, а сыскав, взять у них за руками их под жестоким страхом скаски, сколко у них во общежительстве каким званием жителей работных и не работных людей от старого и до последнего младенца с летами их и от чего кто кормятца со всякою подлинною очисткою по имяном мужеска полу всех не обходя никого с прикладыванием рук, велеть в тех скасках подписыватца всем с таким крепким подтвержением, чтоб всякой против обьявленного написал самую истинную правду, не утая ни единые мужеска полу души. А ежели от кого явитца какая о душах утай­ка, и за то учинить общежителем, хто утаил, смертную казнь безо всякие пощады.

Угроза жестокого наказания, звучащая в последних словах наказа, была этикетной и никогда не исполнялась.

О своих взаимоотношениях с государством и о выбранных для этого старостах выговцы написали в специальной ведомости в 1729 году. Тогда у Выговского общежития возник конфликт с крестьянами соседнего Выгозерского погоста из-за рыбных ловель и лесных угодий. Крестьяне написали на выговцев жалобу, и на Выг для раз­бирательства был прислан комиссар Иван Головачев, которому и была подана ведомость:

И с прошлого 726-го году по отрешении от завоцких работ по вышеявленным имянным указом обложены мы с мужеска и женска полу подушным платежем, и за староверство против уездных вдвое. А ведомы оным платежем и управою по указом в высоком Сенате и в Олонецком воевоцком правлении20.

В показаниях Мануила Петрова 1737 года го­ворилось, что староверы работали по нарядам на заводах вместо податей, а после 1722 года стали платить, уточнялись размеры платежей:

А по генералной переписи и по свидетелстве мужеска полу душ положены в подушной двойной оклад, а имянно с мужеска пола вместо семигривеннаго збору по рублю по сороку копеек, да вместо оброку равно как и с правоверных тамошних государьственных крестьян емлется по сороку копеек, а с женска пола всего толко по тритцати по пяти копеек, котораго збору бывает в год в платеже по тысяче по двести рублей, и те денги оне вси платят в Олонецкой воеводской канцелярии, а из оной воевод[ской] канце[лярии] отсылаются те денги в Моск­ву в Расколническую кантору повсягодно без доимки.

Закон о взимании со староверов двойного на­лога от 8 февраля 1716 года подразумевал признание староверами за собой позорного звания «раскольников»:

Также где есть раскольники, тех же во всех губерниях губернаторам, как мужеска так и женска пола опи­сать, (кроме тех, которые живут близ рубежей), и описав, положить их в оклад против настоящаго нынешняго платежа, по чему купечество в посады, а крестьяне с тяглых своих жеребьев платят вдвое...

Выговцы, сколько могли, уклонялись от упла­ты двойного налога и признания себя «расколь­никами», и только во время «генеральной перепи­си» (I ревизия 1719г.) они были вынуждены приступить к платежам. На этот случай, по свидетельству Павла Любопытного, Андреем Денисовым была написана

33. Витийственная беседа, увещавающая всю колеблющуюся Помор­скую Церковь, исполненная убеждения, ясности и живаго чувства, что принятие на себя звания, по насилию мира, имени Раскольника, святости Православной веры не нарушает и Церковь Христова чрез таковую хулу и поношение не только не участвует в том грехе, но очищаются ей сугубо грехи, в будущности же удостоена будет небесных венцов.

•Старицын А. Н. Взаимоотношения Выго-Лексинского общежительства с государством в первой четверти XVIII века

PS «Киновиарх бо того общежительства Даниил Викуличь о расколнической записке глагола сице: записка не без вины есть, о чесом поморские пустынножители свидетельствуют — отец Иона и прочии того Топозерскаго скита, от них же мы сами слышахом. Известных же отец онех знатель и любовныи тех собеседник Федор Калиничь, аще и писан был в первую ревизию в двойном окладе староверском, яко же и отцы поморстии, обаче детям своим, иже послежде той ревизии в расколническом окладе писавшимся, о том покаяние повеле имети, о чем свидетельствуют в Даниловском духовные его дети»

•А. И. МАЛЬЦЕВ. «Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII — начале XIX в.»

PS2 ...филипповское соборное постановление от 6 февраля 1765 [7273] г...Запись в раскол оценивалась собором по-разному, в зависимости от ее формы: те, кто при записи подписывался под правительственным указом, запрещавшим староверам держать у себя дониконовские и старообрядческие книги, а также укрывать беглых, согласно решению собора должны были каяться и нести епитимью; те, кто не давал такой подписки, „но токмо в расколе записалися", подлежали меньшему наказанию по усмотрению наставников; что же касается тех, „которыя... писалися платить расколнической двойной оклад, а не в раскол и не расколниками" и не подписывались под указом, запрещавшем держать книги и принимать беглых, то о них решено так: „оставихом до времене".
Таким образом, для филипповских лидеров, подписавших соборное постановление, важно было избежать сомнительных формулировок при записи в раскол. Свободная от сомнительных формулировок запись, по их мнению, не относилась к числу проступков, требующих исправления...Что касается „укрывательства за попами", а также связанных с ним случаях пожертвования денег „никонианской" церкви, то все это в соборном постановлении безусловно осуждено и признано заслуживающим покаяния и епитимий.
Пятая статья постановления определяла, что духовными настоятелями могут быть только те, кто не записан в раскол и не „укрывается за попами", то есть, очевидно, беглые...Соборное постановление 1765 г. подписано двумя иноками - Иваном и Пахомием, а также мирскими лидерами филипповцев, среди которых — Михаил Григорьев, Иван Андреянов Дуниловский, москвичи Василий Михайлов, Алексей и Григорий Яковлевы.”

...поморские отцы „яко же до Ответов („Поморских ответов", написанных в 1722 г.) записныя бяху и под нарицанием расколническим состояху, тако и по Ответех — таковыя же осташеся"

...странническое Соборное постановление 1775 г. "не уразумеша коварства вражия, не усмотреша сокровеннаго душевредия, подвигошася ревностию благочестия, вожделеша подвизатися о вере христианской, чесо ради и двойной оклад платити изволиша — да возмогут содержати невозбранно свое благочестие...А епетимисати бы их отцем духовным, яко отвергшихся веры Христовы, сице — 7 днии поститися и упражнятися в молитве и в покаянии, творяще по 100 поклонов и 200 молитв Исусовых на день, яко же в Потребнице во главе 18 о отвергшихся отрочатах кающихся изъображенное чиноположение явствует, иже, страха ради, или неведением и ненаучением Христа отрекошася...яко же бо отрочата оныя, или страха ради, или неведением за несовершенство разума, или ненаучением от родителей таковая пострадаша — убо и сии страха же ради указных повелении и неведения ради, еже бы о коварстве еретическом возмощи им разсудити; тако же и ненаучением от настоятелей, зане обдержнаго определения еще не бяше о них тогда, того ради в таковое преступление и изпадоша сокровенное веры отвержение в неведении творяху...помилования достойни быти вменяются, яко же отрочата".

„попов бы в домы своя с потребой не призывали, службы творити им не повелевали, свечь и ладану им не давали бы, в церкви их никакова приношения или дару отнюд не посылали бы, в книги детьми духовными писать себя не повелевали бы, деньги бы им аще и давали, но ради искупления, дабы от их прелести избавитися... и при даче тех денег исповедали бы имя Христово и веру православную, яко тоя ради страждут...въскоре настоятельствующим о том обявити и приимати от них, подобне язвам их, врачевание".

„Странствуемое же богорадное житие и пребывание к созиданию спасения их полезнейше им предявляти и на сицевый путь подвигнутися им любовне совет подавати, аще хощут совершенни быти по словеси Христову. А ежели они на сицевый путь не подвигнутся, то иметь их в сообщении всяком. В настоятельство же их не приимати, разве они покинут записку и на лице жить не будут, тако же и за попами пребывающе... странствуемыи же путь богорадне проходити будут...данныя им о записке указы или билеты и о платеже двойнаго расколническаго оклада отписки, тако же и от попов, аще каковыя имут писма".

„Аще же кто от записных или от укрывающихся за попами не по сему нашего собора написанному совету и укреплению пребывающ обрящется, но сопротивен явится, расколническую записку или поповское укрывательство оправдать станет, и в правости себя вменять будет, покаяние же иметь не восхощет, и духовных отцев слушати не будет, и епетимии от них не приимет — таковыи повинен будет правилному запрещению"

„расколническая записка не точию Христову написанию... не есть подобна, но и прочим описаниям царьским, ижи гражданскою властию бывают не может быть подобна... яко не тую же в себе заключает силу". Автор-странник насчитывает между ними семь отличий.
В основном они сводятся к тому, что в отличие от обычных гражданских переписей (к ним автор относит и „настоящаго века в Росии державных царей бываемыя ревизи"), раскольническая запись проводится в интересах не только светских, но и духовных властей, причем при преобладании последних. В частности:
— если обычная перепись проводится гражданской властью, то раскольническая — ею же, но „с советом духовных властей";
— если обычная перепись не касается вопросов веры, то раскольническая проводится „с ясным веры извещением";
— общегражданская перепись касается всех, раскольническая — только староверов, причем автор-странник обращает внимание на то, что употребление термина „раскольник" по отношению к староверам находится в компетенции суда духовных властей, власти же светские употребляют этот
термин вслед за духовными;
— гражданские описания призваны „цареви должная воздавати... по апостолу", раскольническая же запись „паче духовной еретической власти рачительствуя, помогает";
— обычная перепись проводится только с целью сбора дани, раскольническая же „с лихвою дань цареви притяжаваети отягощением двойнаго оклада к еретичеству нуждею притесняет" ;
— гражданские переписи „полагают во оклад вечно", раскольническая — „до обращения токмо, егда кто отягощения ради оклада к их прелести обратится — таковых вменяют правоверных быти, тогда и двойной раскольнической оклад с таковых повелевают снимати";
— гражданские переписи заключали в себе „разумение простое — кроме веры", раскольническая запись имеет скрытый смысл, „разумение непростое", так как она означает „еретической злочестивой прелести похваление, христианской же благочестивой веры похуление — и сие есть разумение
сатанинско"

•А. И. МАЛЬЦЕВ. СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ в XVIII — первой половине XIX в.
Tags: Петр I, крепостное право, цитатник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments