
Послание сибирской братии протопоп Аввакум
Ныне же, по исполнении имени его шестьсот шестидесяти шести лет, язва смерти его исцеле, сиречь во едину державу нечестия все три Рима совокупишася, по образу Августа кесаря. Первее по развязании своем диявол, изшед из бездны, Рим нечестием порази со всеми западными странами, и пошед до нашего царства на пути Литву отступлением плени. Таже, по исполнении имени его, и наше российское царство нечестием похити, и конечне воцарися всяким нечестием над всею вселенною, яко Август. И паки языческое богоненавидение яко терние процвете, паки по всей земле усадися мучительство не мнее прежняго, якоже до Христова Рождества, наипаче, зельнее, — о сем чтый да разумеет. И седе окаянный не в капищном храме, но в Божией церкви, на месте святем, не идолом возглагола, но богомерзкими еретичествы и многообразными отступными иконами, некими трупы, мертвыми человеческими телесы, рекше нечестивыми людьми, к раззорению правды мучительством и богопротивством возглагола к своему нечестию покоряющих, и ими на поклонение себе приведе, непокоряющихся же смертию осуди избивати. И на севере угнездися, на возлюбленном своем месте, яже с небеси падшая денница, восходящая заутра. Рече бо треклятый себе во уме и взыде на святое церковное небо, и постави престол свой выше звезд небесных, святых церковных учителей, и седе на высокой горе, благочестием светящейся, в христианском на севере царстве, в российском государстве, и паки на горах высоких, в Божиих церквах, и на облацех небесных, на святой апостольской проповеди, подобием сравняя ся Вышнему. Егда еще беяше на небеси, помысли поставите себе престол на севере. Того ради Творец наш Господь Бог, ведая его злоковарство, яко тщится человеческий род весь погубити в смерть, предвозвести во оберегание избранным своим своими пророки хотящая быти на кончину времен, яко от севера лукавство изыдет; и ко верным глаголет: и соблюдутся от злых, лжа от севера изыдет на вся живущыя на земли, сиречь на вся мыслящая земная, и на небесех никоегоже блага помысла не имущая.
И тако невидимый змий, проклятый диявол, входит во изобретенныя своя сосуды, во двоицу окаянных человек, царя и патриарха, и бывает нечистая троица, юже виде Богослов в трех нечистых духах — змия, и зверя и лживаго пророка. Ипполит же святый и прочие исповедницы Христовы истолковаша змия в диявола, зверя же в антихриста, сиречь царь лукавый, лживаго же пророка духовнаго чина начальника, рекше патриарха. И тако бывает троица пребеззаконная, Пресвятой Троице противница, и со изходящими из нея подобными себе треми же духи нечистыми, яко жабами, сиречь какову жабу, рекше хулу, змий, иже есть отец лжи, испустив на пренебеснаго истиннаго Отца света, такову же гадину злохуления отрыгну от всеядостнаго своего богомерзскаго сердца и зверь, антихрист, рекше сын беззаконный, на преблагословеннаго агнца Божия, Господа нашего Iсуса Христа; подобне же и третий злобесный лжепророк, иже есть дух лстечь, рекше патриарх, изблева от злаго своего сокровища сердечнаго хулу на истинный и Святый Дух.
О познании антихристовой прелести. диакон Феодор

1681, 6 января — в день Богоявления, во время крещенского водосвятия, в присутствии царя Феодора Алексеевича на «иордани», старообрядцы «безстыдно и воровски метали свитки богохульныя и царскому достоинству безчестныя… тайно вкрадучися в соборныя церкви, как церковныя ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальные свечи ставили… наущением того же расколоначальника и слепаго вождя своего Аввакума. Он же сам… на берестяных хартиях начертавал царския персоны и высокия духовныя предводители с хульными надписании, и толковании, и блядословными укоризнами весьма запретительными, не токмо от всего Священнаго Писания, но от божественных уст Спасителя нашего…».
1682, март — первая половина апреля — капитан И.С. Лешуков вёл сыск в Пустозёрске по поводу распространения Аввакумом из земляной тюрьмы «злопакостных» и «злохульных» писаний, направленных против царя и высшего духовенства.
14 апреля — казнь (сожжением на костре) протопопа Аввакума, инока Епифания, иерея Лазаря и диакона Феодора.
Кожурин Кирилл Яковлевич "Протопоп Аввакум. Жизнь за веру"
Причина казни пустозерских мучеников во главе с Аввакумом: "за великие на царский дом хулы"
(из записок графа А. А. Матвеева, написанных после 1716 года)
Согласно расспросным речам сына Аввакума Афанасия на допросе у мезенского воеводы в 1692 году: «А слышел де он, Афонка, от пустоозерского стрелца, от Лодьмы, а как ево зовут, того сказать не упомнит. Как де он, Лодьма, ехал с Москвы и был на Мезени, и сказывал де он, Лодьма, ему, Афонке, что де отец Афонкин, Аввакум, велел великого государя гробницу дехтем марать, за что де отец ево, Афонкин, и сожжен. А болши де того он, Афонка, про такое дело ни от кого не слыхал и не знает» [Румянцева 1970, 92].
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1680-1700/Avvakum/text1.htm
Псо́гос (греч. ψόγος — хула, поношение) жанр памфлета в византийской литературе, заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.
Чаще всего другое лицо обвинялось в мнимой учёности, самонадеянности, невежественности, многословии, склонности к показухе, нескромности. Обвинение в богохульстве считалось обязательным. В псогосе могли обыгрываться телесные недостатки оппонента. Имело место широкое употребление взаимоисключающей лексики в форме чередования прямых обвинений с сомнительными похвалами. Резко отрицательное отношение к предмету насмешки подчёркивалось путём частого сравнения с всевозможными животными, земноводными и насекомыми
См. о нем, например : Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война в Персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993, с. 447.
В ход разрешалось пускать самые обидные сравнения и эпитеты, вполне нормальным считалось переходить от критики взглядов к критике самого оппонента - вплоть до критики особенностей его фигуры: "Как же быть правой мысли у тех, у кого и ноги кривы?" (св. Василий Великий Письмо 111 (115). К Симпликии, еретичке).
"А с противоположной стороны какие-нибудь жабы, моськи, мухи издыхающие жужжат православным..." (преп. Викентий Лиринский. Напоминания, 2). «Выкидыши безумия, я говорю о ничтожных человечешках, недостойных и поздороваться с ними» (Житие Никиты Мидикийского, 38). «Словом ли надлежит назвать сказанное [еретиком Евномием] или скорее куском какой-то мокроты, выплевываемой при силившейся водянке?» (св. Григорий Нисский. Против Евномия 2,7).
Можно вспомнить откровенные издевательства над сектами у св. Иринея Лионского (Против ересей 1,13,3).
Согласно Житию, св. Климент Римский своих языческих оппонентов называл «безумными псами». В римской же базилике св. Климента у его могилы есть фреска 11 века. Ее сюжет: проповедью Климента увлеклась Феодора, жена Сисиния, друга императора Траяна. Сисиний хотел наказать проповедника и стал мешать совершению им Литургии. В ответ же он слышит от святого: «Fili dele pute traite!» (то есть «б**ны сыны»).
Искусство античного псогоса процветало и на Святой Руси:
"В лето... родился сей Никон от убогих родителей... его же Никитою нарекоша... Возраста, отыде во обитель Макария Желтоводского. Некогда же поиде с ними во ину обитель и случися им обнощевати у некоего татарина волвха суща… На погибель христианскаго народа коварный сей лжемонах, иже прежде поставляй помазан бяше татарскою волшебною блевотиною" (Повесть о рождении воспитании и о житии и о кончине Никона, бывшаго патриарха // Соловецкий архив. Собрание документов эпохи. Спб., Quadrivium, 2015, сс. 353-356).